|
|
sirens Сирены
|
|
|
Сирены
- В греческой мифологии полудевы - полуптицы, хищные красавицы
с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами, унаследовавшие
от матери-музы
(Мельпомены или Терпсихоры)
божественный голос, а от отца (Ахелоя.
бога пресных вод) дикий и злобный нрав. Число их колеблется от двух-трех
до целого множества. Они обитают на скалах, усеянных костями и высохшей
кожей их жертв, которых Сирены заманивают пением, сводящим
все живые существа с ума.
«Физиолог» (III в., образец для будущих бестиариев)
выхватил из гомеровской «Одиссеи» эпизод с сиренами и перетолковал по-своему:
«Нравоописатель сказал о сиренах, что они смертоносны. Водятся они в море
и поют песни приятным гласом. И моряки, которые проходят по тем местам,
когда слышат мелодию песен, настолько заслушиваются, что теряют сознание, падают в море и погибают. А образ сирен до пупка женский, другая
же половина птичья. Таким же образом всякий «двоедушный человек коварен
во всех своих путях». Есть люди, которые идут в церковь, но от грехов не
удаляются. Входят в церковь в образе агнцев, а выходят в образе скотов.
Такие несут в себе пример сирен, сил супостата, которые ласкательством
прельщают души нетвердых».
Далее аналогия понятна. Одиссей на мачте-кресте
уподоблялся Христу, корабль — церкви, сирены — плотским желаниям. «Сердце
усладное пенье сирен бедоносных» стало прообразом мирских благ, губящих
душу. Только путы удерживали Одиссея (как и всякого доброго христианина)
от грехопадения и гибели для вечного спасения... Аллегория поддавалась
дальнейшему развитию. Три сирены суть алчность, гордыня и распутство. Корабль
— наше тело, кормчий, который засыпает и утопает,— душа.
Камертон разумения был найден: морские блудницы
будут осуждены. Не беда, что по описанию и Овидия, и Плиния греческие
сирены — полуженщины-полуптицы. От рукописи к рукописи они теряют крылья,
получают хвосты, расстаются с птичьими лапами... К XII столетию только
единичные ы помнили об их «воздушном» прошлом.
|
Назад к списку монстров
|
|
|
|